Лыжное путешествие на Кольский полуостров

Лыжный след

В погоне за жар-птицей

О, дайте мне дом, где бизоны кругом,
Антилопы и птицы в лесах,
Где нет ни врагов, ни обидных слов,
Ни облачка в небесах.

Оlga Сhirinian

Известная  блогосфере Галина Шефер, автор блогов Дороги мира,  Сетература и Леди-блогер,  совместно со спонсорами – блогами Женская логика и  Мир впечатлений  организовала и проводит очень интересный конкурс «Красивые места».

DSCF5964_resizeПредлагаю конкурсный пост – рассказ о моём зимнем походе по Крайнему Северу. Сначала я хотел показать в конкурсе летнее путешествие. За границу. Ведь в последние годы изрядно удалось поколесить по Европе. Только в 2008-м году, во время поездки на чемпионат мира по спортивному ориентированию, мы с женой побывали в 10 странах. Но вот моя первая любовь, лыжный туризм, которым я увлечён ещё с 1967 года, перевесила в выборе темы конкурсной статьи. Остановился на зимнем варианте;  с большим удовольствием покажу Вам лыжное путешествие по горам Мурманской области.

Итак — преследование жар-птицы. 2008 год,  конец февраля — начало марта. Почему-то  за этой птицей я  чаще зимой гоняюсь. Вот и на Кольском полуострове уже в третий раз бегу за ней на лыжах. На этот раз – с парнями из украинского  города Сумы.

Пригласили ребята меня в группу в качестве ориентировщика. Хотя, на мой взгляд, они  и сами это делать умеют прекрасно.

Задумал руководитель группы Панченко Сергей, лыжную «тройку» или, если говорить на понятном языке — лыжный спортивный туристский поход 3-й категории сложности по Хибинам и Ловозерью   (Российская Федерация, Мурманская область). 10 ходовых  дней, немного больше 200 км,  на пути – семь горных перевалов. Выход на маршрут с ж.д. станции Нефелиновые Пески, окончание активной части похода – рудник «Карнасурта», который расположен южнее промышленного посёлка Ревда. На «большую землю» – рейсовым автобусом в город  Оленегорск.

Встали на лыжи, выпав из поезда ранним утром 26 февраля.  А на руднике «Карнасурта» 6 марта сняли лыжи.   8 марта уже дефилировали на Красной площади.

Здесь уже ступала нога человека

В походе нам здорово повезло с погодой, да и команда пенсионеров на удивление оказалась физически отлично подготовленной. Старшему по возрасту в группе завхозу Борису Сытнику было 67 (светлая память Борису Николаевичу – летом этого года он смертельно травмировался во время обычной для него велосипедной поездки в окрестностях города Сумы),  двоим из нас было по 62, ещё двоим в районе 50, остальные участники были помоложе, в возрасте от от 30 до 40 лет).  Перевалы мы преодолевали и на лыжах, и пешком, часто используя при этом «кошки» альпинистские.

Зачем, скажите, пенсионерам сложное спортивное путешествие? Я сам вам сразу не отвечу. Наверное, все же дело в той сказочной птице Удачи или Счастья, которую многие из путешественников пытаются поймать ещё  с юношеского возраста.

Сколько раз бывало, что мы хватали её за оперение, … а в руках оставались только несколько ярких перьев (то бишь, эмоций и переживаний от увиденного). И тогда передохнув и успокоившись,  скиталец  выбирался в следующее, очередное путешествие. Ловить желанную птицу, заведомо зная, что охота будет без логичного завершения. Потому что Птица, которую мы пытаемся поймать – это наше Счастье.  И пока летит птица – счастье существует.  Стоит лишь поймать её, конец этому счастью…

Что запомнилось в нашем путешествии по Кольскому Северу?

26 февраля. Начало похода довольно забавное. На Нефелиновых Песках машинист тепловоза, несмотря на то, что обещал нам задержать состав на станции на минутку больше (а может быть, мы не так его поняли?) притормозил поезд всего лишь на 40 секунд. Половина группы вывалилась из вагона вальяжно, зато второй пятёрке, и мне, в том числе, пришлось выпадать из вагона на ходу; сыпались мы как спелые плоды  с дерева во время сильного ветра.  Но всё  прошло нормально.

С поезда
Наше «приземление» в Нефелиновых Песках
перевал Юмъекорр
Перевал Юмъекорр

Первый день «врезался» в память со всеми деталями. Первый горячий завтрак в полевых условиях,  первое препятствие – горное ущелье Юмъекорр, чёрные скалы и на их фоне бездонное синее небо, … первый приём целебной медовухи, первая ночёвка в нашем шатре из тонкого капрона, но зато с печкой. Правда, дрова в ней почему-то слабо  потрескивали, хотя горели нормально. Наверное, мы умаялись здорово и ничего уже не слышали. Может быть к нам и медведь в гости приходил, а мы его и не приветили?

27 февраля.

Первый достаточно серьёзный перевал Чоргорр Южный

Утро следующего дня подарило нам отличную погоду. Поэтому оперативно поднимаемся долиной ручья и перед самым перевальным взлётом крутизной около 40 градусов и высотой близко 100 метров останавливаемся на на привал. Отдохнув и вкратце посовещавшись, спешиваемся и берём этот взлёт пешком, поднимаясь по сформированным Евгением Ивановым и Сергеем Гливенко снежным ступенькам. Я иду третьим.

Невзирая на  на настораживающую снизу крутизну подъёма, поднялись довольно  быстро. Последнюю ступеньку преодолели за 20 минут, остановились у памятника погибшей туристке из Москвы, склонили головы… Из-за хребта выглянуло солнышко.Решили немного погреться. После непродолжительного отдыха  спускаемся с перевального седла на «кошках».

Начало спуска – крутизной до 35 градусов, наст очень плотный, переходящий местами в фирн. Тремястами метрами ниже  встаём на лыжи.  Немного проложив лыжню, встречаем туристскую группу из города Коломна.  Один из ребят спрашивает у меня, идущего в конце нашей цепочки — “Что у  вас, команда пенсионеров?”.  С гордостью отвечаю  — “Да, матёрых!” :-D

Снежный наст
Тундра стерильная, как доска стиральная

… Вечером остановились на базе  Куэльпорт, ночёвка запомнилась банькой, купанием  в ледяной купели и довольно душным приютом. В палатке отдыхать здоровее.

29 февраля. После преодоления перевала Южный Рисчорр и лыжного бега по снежной пустыне запомнился головокружительный и захватывающий спуск в долину реки Каскаснюнйок. Жаль, что произошло это так стремительно, что не успели заснять видео. Этот спуск был самым эмоциональным за весь поход.

… Под вечер выбрали открытый участок в  лесочке, рядом с большим сухим деревом, рядом оказался отличный подход к ручью. В комплексе – идеальное место для зимней стоянки.

Здесь струится ручей, подходите к нему все жаждущие и пейте
Лыжное путешествие
Устраиваемся на ночлег 29.02.2008 года

Быстро оборудуем место под кострище, пилим сушину, ставим  шатёр.  Затем заготавливаем с запасом дрова для печурки. Сегодня они будут необходимы в большом количестве. На нашем термометре уже 25 градусов мороза. Вечером, перед отбоем — 28.А ночью, несмотря на сильный мороз почти все  вылезаем из палатки смотреть шикарное, многоцветное Северное сияние!  Второй час ночи, первое марта – весна! А градусник зашкалил (нету у него ниже минус 32  делений). По нашим прикидкам на дворе – не меньше 35 градусов мороза. Уффф!

Полярное сияние
Северное сияние в ночь с 29 февраля на 1 марта

Утром выходим к  заливу Тульилухт и вдоль мыса Тульинъярк движемся по заснеженным льдам Умбозера на восток. Впереди — красочный массив Ловозёрских тундр.

2 марта. Сегодня идём на самый сложный в техническом отношении перевал Северный Тавайок. На подходах к самому перевалу задул пронизывающий наши одежды низовой и колючий ветер. Срочно утепляемся.

Туристы-лыжники
Трещит северный климат южного человека

На последний предперевальный взлёт подъём достаточно крутой, снег представляет собой наст, местами переходящий в фирн. Без «кошек» здесь не обойтись. Одеваем альпинистское снаряжение. Идём вверх серпантином. Понемногу выбираемся на платообразную седловину. На самом перевале долго не задерживаемся,  потому как не жарко.

Ожидаем, пока подтянутся замыкающие цепочку участники, одеваем лыжи и начинаем поначалу пологий спуск, траверсируя при этом немного влево от линии падения воды, под темнеющий в снежной пелене массив горной вершины Сенгисчорр. Сбросив  метров 250-300, спешиваемся. Далее начинается крутой 100-метровый спад. Можно было бы  попытаться и дальше продолжать спуск на лыжах, но каньонообразное ущелье переполнено большими пластами снега. Имеется существенная лавинная опасность.

Выходим к окантованному россыпью крупных каменных валунов небольшому озеру. При прохождении этого участка не повезло нашему видеооператору Рыженко Виталию. При пересечении не полностью схваченного льдом горного ручейка, стекающего в озеро, Виталик, он же Бреб, попадает ногами в прикрытую снегом воду. И хотя у него, как и во всех участников, на лыжных ботинках были бахилы, одну нога у Виталия промокла основательно. Напоминаем Бребу бесспорную истину, что движение — жизнь, и советуем  на ветру и морозе не переобуваться, а согреться с помощью активного спуска

А спуск ошеломил всех! Кто не успевал тормозить палками,  делал это более прозаично — просто старался падать на пятую точку и чуть набок. И это было довольно приятно! :)

Сегодня, пожалуй, был самый тяжёлый в физическом и техническом  плане переход. Но мы его одолели! Прошли за день близко 25 км. Это довольно много,  учитывая, что покорили мы при этом перевал  Тавайок Северный, высотой около 880 метров, 1Б категории трудности.

А 3 марта у нашего коллектива был праздничный ужин. «Виновником» оказался Серёжа Гливенко, которого мы поздравили по случаю его 31-летия. Начальник от имени всех нас вручил имениннику практичный презент. Появились на столе и прочие сюрпризы — вяленая рыба, красная икра и т.п. Сергей, конечно же очень счастлив.

Сергей Гливенко, наш медбрат

На следующий день, 4 марта, мы совершили  сказочную прогулку – радиальный выход на перевал Чивруай-Ладв. Поучаствовать в этой затее вызвались шестеро самых ненасытных. Два добровольца остались на хозяйстве в избе. А любители поснимать видео и фотопейзажи Сергей Колесников и Гена Курилов пошли за «трофеями» в дивный заповедник – Сейдозеро.

Трудный подъём на перевал Чивруай-Ладв

Поднимались мы на перевал прямо «в лоб», чуточку правее кулуара. По фирну подъём  был очень трудным, но помогали металлические канты  наших “Бескидов”.  Хорош хоть, что наши плечи сегодня не сковывал вес походных  рюкзаков.

На перевальном плато гулял свирепый ветер. Желание погулять по окрестностях у нас сразу же улетучилось. Сделав десяток контрольных выстрелов снимков, пошли отводить душу на спуске. Вот там мы уже получили истинное удовольствие! Бег налегке по плотному насту – это уже что-то! В четвёртом часу  были в избушке.

Гало
Гало над Сейдозером

А Гена с Серёжей немножко задержались. Помимо прогулки по озеру и его окрестностям они заглянули в гости к знакомому нам уже егерю Ивану, домик которого располагался на противоположном, восточном берегу озера, попили душистого чайку, потолковали о жизни. Договорились, что встретимся завтра с ним на подходах к перевалу Эльморайок. И цифровых фотоснимков с шикарными видами на сейдинский заповедник ребята  принесли с собой ну очень много!

6 мартаПоследний день похода.

Перевал Эльморайок.

С большими усилиями набираем высоту. «Связывает ноги»  глубокий и рыхлый снег а также «тягун» довольно большой протяжённости. Ещё одно усилие – подъём на  крутой снежный наддув, и перед нашим взором открывается перевальная седловина, густо усеянная  россыпями чёрных камней.

На перевале Эльморайок
Наша группа на перевале Эльморайок. 6 марта 2008 года

Фотографируемся для отчёта на седловине, начинаем захватывающий спуск с Эльморайка. Это занятие было для нас уже более интересным и весёлым. Падая, поднимаясь, и снова падая на крутом и малоснежном спуске, всё же добрались к руднику «Карнасурта» не только живыми, но и без травм :-D

От рудника на попутной машине добрались до посёлка Ревда. Затем –  магазин, приют на полдня в местном общежитии, душ, обед, чай, пиво, ближе к вечеру переезд на рейсовом  автобусе до станции Оленегорск, приготовление ухи, пиво, чай, а глупой ночью – посадка на  поезд Мурманск — Москва. В столице РФ – посещение Красной площади и других достопримечательностей, далее по ж.д. маршруту – Украина, Сумы, Полтава.

Красная площадь
Москва, площадь Красная видна …

Да, а когда же снова на лыжи?

Скажу по-секрету  – этой зимой собираюсь с молодыми  своими друзьями в лыжную «двоечку» по Закарпатью – полонина Боржава – озеро Синевир – Главный водораздельный хребет – пос. Воловец (пока ориентировочно).

Так что  до встречи, странники!