Приполярный Урал,1974. Спуск с Неприступного

Виталий Сердюк
дед Виталя в походе

Приветствую вас, мои уважаемые читатели!
Продолжаю повествовать о нашем лыжном походе  по  Уралу.

Предыдущие посты читайте по ссылкам:

1. Начало путешествия
2.  К геологической базе
3. Восхождение на Народную
4. Накануне
5. Хребет Неприступный

Спуск в верховья Парнука

5 апреля 1974 года, пятница. 11-й день похода.

Мороз в 7 утра -17 градусов. Тусклое солнце. Всех мучает жажда. Миша натопил из снега и льда кружку горячей воды. Каждому из нас досталось по паре глотков.

Поясню причину возникшей проблемы. В походы по безлесной местности обычно мы берём с собой газовые печки или примусы. Поэтому особых трудностей в вопросе приготовления еды, в  том числе,  и напитков не испытываем. В этом же путешествии, хотя и сложном в техническом плане, основная нитка маршрута проходила по лесистой местности. Но вот в районе Неприступного хребта погода сыграла с нами очень злую шутку. Собирались преодолеть Неприступный  за один световой день. Но не так случилось,  как хотелось. Три  дня отсидки накануне оказались для нас тяжёлым грузом, который и помешал нам перевалить хребет в течение одного дня. Вынуждены были «экстремальничать» на гребне.

Spusk_01
Скалы хребта

Дальше — из дневника Миши Альтшулера.

Утром Сережа Попов разыскал спуск в другой цирк. Тоже, конечно, не сахар, но вполне приемлемый. Еще раз просматриваем спуск все вместе и единодушно решаем – спускаться здесь. Тактика следующая. Попов и я с помощью двух ледорубов и репшнура (45 м) делаем перила. Остальные идут по перилам, используя для самостраховки и лыжные палки. К сожалению, снежник не просматривается до конца, но есть переход на другой снежник, который расширяется к низу, а следовательно почти наверняка имеет выход на фирновое поле.

Спуск
Верхняя часть спуска

Спуск утомителен. Временами крутизна склона достигает 50 градусов. Виталий тащит еще и «манюню» (запасную лыжу). Первый снежник может вывести нас на «бараньи лбы», поэтому переходим на второй снежник. Снег очень глубокий. Проваливаемся так, что ноги вытаскиваем с трудом. Сережа Кудрявцев и Гора становятся на лыжи и серпантином спускаются в долину. Мы идем напрямик пешком, выигрываем время и ждем их. Оглядываемся на стенку, по которой спускались. Да, смотрится внушительно! Вот где пригодился опыт горных походов. А для Виталия хорошая школа альпинистской техники.

спуск по фирну
Спуск на лыжах по фирну и насту

Админ: Спуск занял около 5 часов напряжённой  работы. Спускались, понятно, без лыж, с ледорубами и лыжными палками наперевес. По оценкам, пеший переход через Неприступный хребет можно смело приравнивать к перевалу 2-Б. Подчеркну, что все члены группы, за исключением её руководителя-лыжника, автора данного блога, не один раз бывали в горных путешествиях 5 категории сложности на Кавказе и Тянь-Шане.

Теперь спуск в долину реки Парнук до леса. Сначала довольно крутые склоны. Приходится «серпантинить». Выходим на хороший наст (лыжи совсем не проваливаются). Идем ходко. Мы через хребет попали в мало доступные места, край непуганых птиц и зверей. Из-под лыж выскакивают белые куропатки. Их тут сотни, а может быть и тысячи. Попадаются следы оленей. Вечером доходим до леса, выбираем место для лагеря.

Лесотундра
Граница леса

Я вызвался залезть на ель и нарубить лапника под палатку. Нарубил веток и стал слезать. Так как топор мне сильно мешал, я бросил его вниз, стараясь попасть на большую ветку, но промахнулся. Было уже темно. Я слез, стараясь запомнить место падения топора. Потом долго искал лунку от топора, но не нашел. Может быть, я ее затоптал, когда слезал. А снег в лесу глубокий – до 2 м. Сходил за фонариком, но и он не помог. Вечером, когда все стелились, я все еще рыл яму. Лег самым последним.

Админ: По пути видели места кормёжки оленей: на склонах почти нет снега, мох, всё разрыто. Выскакивают из-под нашиъ лыж зарывшиеся на ночь в снег куропатки.

В 19-м часу добрались до границы леса,  бивак разбиваем уже  при  свете Луны.
В 20 час температура воздуха минус 22 градуса. За ходовой день преодолели около 16-17 км.

Продолжение следует.

С искренними пожеланиями, автор блога Виталий