Хроника майского восхождения на Эльбрус. Часть 6

Старшеклассницы
Старшеклассницы. Слева — моя младшая дочь Евгения. Полтава, 1 сентября 2008 г.

Здравствуйте все!

С праздником знаний — днём Первого сентября!

Не вспомнить о празднике ну никак не могу. Всё-таки моих родных и кровных аж пять человек школу заканчивали — 2 сына и три дочки. А четверо из них — и институты. Пятая, что на фото выше, пока что на 6-м курсе. Да и мы с женой когда-то в школы-техникумы-институты бегали. И другие родственники тоже. В общем — все. То есть, этот праздник всенародный.

Днем мы побывали в родных школах — полтавских гимназиях 32 и 30. Здесь учились наши дети, а сейчас учатся воспитанники моей супруги. Она их спортивному туризму и ориентированию обучает. Мы детей поздравили, а они — нас. А затем после обеда поехали на тренировочное соревнование в лесной район поблизости села Марковка. Побегали на славу.

Но отчет об этом интересном времяпрепровождении я напишу завтра, а сегодня продолжу рассказ о майском восхождении моих друзей на гору Эльбрус. Начало я писал еще в прошлом году в другом своем блоге.

Но пока у меня не закончилась эпопея с переносом статей этого блога, закончу описание восхождения на Эльбрус.

Вашему вниманию —

Эльбрус. Хроника майского восхождения

7.05.2010

Купол палатки изнутри сплошь заснежен. Из центра свисают крупные сосульки, в глубине которых различаются градусник и фонарики. В голове пробудились дятлы. Горелки с утра совсем не хотят гореть, чай еле вскипятили. Кто смог, позавтракал. Солнце светит, но не греет. Пуховку снимать не хочется. Витя объявил кошки необязательными, и около 10:00 мы, не спеша, выходим.

Движемся к южному краю седловины Эльбруса. Расстояние тут небольшое. На полпути выделили медленную связку: пять шагов идем, пять – дышим. Некоторые отстегнулись и пошли в своем темпе – уже можно.

К 12:00 до седловины добрались все. 5300 м – самый большой перевал Европы! Ай, да мы! Солнце в зените, настоящий курорт: Татьяна Гордиенко позирует фотографам в купальнике и кошках, Ковалев принимает снежные ванны. Витя решил – ночуем здесь.

Женя и Ваня отделились и пошли в Терскол на пиво и шашлыки. Счастливо, ребята, удачно добраться! А у нас продолжение банкета: Виталик Ляховец набрал отряд идти на западную вершину: дочь Алена, Татьяна Еварницкая, Татьяна Гордиенко, Ира Гаевая, Саша Лейко, Нина Надененко, Наташа Демченко, Сербин Анатолий, Ковалёв Андрей и Лабзева Елена. Остальные, во главе с Виктором Леонидовичем, ставят лагерь и кипятят чай к нашему возвращению.

Начинаем подъем. Удачный темп задала Алена Ляховец – успеваем и подышать и панорамой полюбоваться. Справа открывается вид на Большой кавказский хребет. Среди мощных сизых пиков выделяем два зуба Ушбы, Донгузарун. Небо лучистое, погода – подарок! Вдалеке маячит бледная полоса тумана. Ветра нет. А наш лагерь внизу совсем крошечный. Палатки, как цветные жучки на ладони, в огромном белом котловане седловины.

Эльбрус
Карто-схема района горы Эльбрус

Эльбрус тесен – по пути встречаем знакомых и знакомимся с незнакомыми. Некоторые поднимаются с горными лыжами за спиной. На вершину мы поднялись за 1час 50 мин. (кроме скоростного Ковалева, который сбегал за 40 мин.). Тут гуляют ветры, а под ногами облака и сколько глаз хватает – Кавказ во всем величии. Места на вершине хватает, как раз для нашей небольшой группки. В центре — флажки, расписной камень и гиря.

На краю отдыхают двое с лыжами. Оказалось – немцы. И мы присаживаемся, восстанавливаем силы курагой.

– Виталик, угости иностранцев, только не этими перчатками.

– А руки у меня еще хуже.

Алена имела с немцами содержательную беседу на английском языке. Потом фотографируемся: всей группой и каждый лично, с лыжами, с гирей, с немцами, композиций – масса.

Спускаемся мы уже не таким плотным строем. Фотографы щёлкают, отводят душу. Остальные запоминают горы глазами. В голове – ни одной мысли, только здесь и сейчас.

А в лагере Витя нас поздравил и напоил чаем! Сладко прихлебываем из кружек. С печеньями. Толик исполнил «А когда вернемся с восхождения…», сидя с гитарой на ледорубе, как на жердочке (рецепт от матерого альпиниста Ляховца). В интеллектуальной беседе подсчитываем, сколько денег не заработал на нас Виктор Леонидович. Как приятно, что не нужно ставить палатку и разбирать вещи.

Какое спасибо оставшимся! Сергей Трамбовецкий даже обгорел по пояс на стройке лагеря и туалета. В проеме седловины весь вечер разная картина, то огромные кристаллы горного массива, потом наваливаются облака, из которых высовывается одна подсвеченная солнцем вершинка, то туман и солнце делят восточную вершину Эльбруса ровно пополам.

На ужин Ира кормит нас колбасным супом, изысканное получилось блюдо. И кисель отличный! Быстро стучим зубами об ложки, ударил мороз и разогнал всех по палаткам. Слегка почитав вслух на сон грядущий, выключаем настольный фонарик…

Окончание — не за горами

С вами был в горах и дед Виталя, автор блога Жизнь цифрового кочевника